Существуют десятки различных психотерапевтических направлений и поднаправлений. Некоторые из них похожи, некоторые взаимодополняемы, некоторые же противоречат друг другу в самых фундаментальных взглядах на человека и сам процесс работы с ним. Я адепт гуманистического подхода, обучена и работаю как гештальт-терапевт и психодраматист. И мои взгляды полагаются на гуманистическую традицию психотерапии.
Человек с проблемой
На терапию обычно попадают люди, у которых есть какая-то сложность (или много сложностей) психологического толка. Будущий клиент сравнивает себя с другими людьми или с самим собой какое-то время назад и замечает, что что-то с ним не так. Может быть, он очень много тревожится без явной на то причины — в отличие от других. Или никак не может выяснить отношения с соседкой — вроде бы должен мочь. Возможно, у него случилось горе — и он просто не справляется со своими эмоциями. Или кризис среднего возраста — и он не может понять, что ему делать со своей жизнью.
Психотерапия именно для таких случаев и нужна. Задача терапевта в конечном итоге — помочь клиенту разобраться с его проблемой. Но что конкретно для этого нужно? Для начала важно понимать, через какую призму на человека с проблемой смотрит психотерапевт.
Проблема с точки зрения психотерапии
Человек стремится к экономии энергии — это значит, что мы стараемся шаблонизировать наше поведение. Чтобы не решать каждый раз, что сказать, что сделать, как подумать — проще ведь решить один раз и потом пользоваться этим решением.
На примере. Нужно мне приготовить завтрак. Я могу найти в интернете десятки различных блюд на завтрак. Могу позвонить знакомым и спросить, что готовят они. Потом я буду искать ингредиенты, некоторые найти будет непросто или даже невозможно. Потом дождусь доставку и наконец (а времени уже 12) начну приготовление заветного блюда.
Наверное, иногда так можно делать. Но обычно все устроено куда проще. У меня есть набор блюд, которые быстро готовятся и которые мне нравится есть утром. В моем холодильнике всегда есть яйца и творог, а в кухонном шкафчике — каша и хлопья. И я не буду каждый день долго и мучительно решать, что же съесть. У меня есть шаблон “что я ем на завтрак” — простой, хороший способ быстро обеспечить себя вкусной и полезной едой.
И подобным образом человек шаблонизирует буквально все. Как искать работу, выбирать квартиру, покупать продукты. Как выстраивать отношения, как реагировать на опасности, как принимать решения.
И все бы хорошо. Только некоторые шаблоны не работают. Выбранная работа слишком низкооплачиваемая. Отношения не складываются. Решения принимать сложно. Всегда есть какие-то сложности.
Шаблоны эти по большей части нами не осознаются. Создавали их, конечно, мы сами, но в возрасте трех, пяти, десяти лет — а пользуемся всю оставшуюся жизнь.
Что же со всем этим делать?
Психотерапевт будет выяснять, что руководит нашим поведением. Какие шаблоны стоят за той или иной эмоциональной или поведенческой реакцией. Когда шаблоны становятся осознаваемыми — их можно менять. Если вначале шаблоны руководят тобой, то после терапии ты руководишь шаблонами.
Как терапевт это делает? Он слушает, задает вопросы, применяет всякие хитрости. Задача — сделать шаблоны видимыми для нас. На самом деле это очень непростое дело. Мы часто понимаем, почему наша подруга все время находит не того, и уже 10 раз ей это объясняли, но она будто не слышит! И это все потому что увидеть систему, находясь внутри системы, — просто невозможно. Нужен кто-то извне, причем тот, кому мы доверяем и кого готовы слышать.
Психотерапевт становится этим доверенным лицом. Конечно, не сразу. Доверие создается в клиент-терапевтических отношениях обоими участниками. Терапевт занимает всепринимающую позицию по отношению ко всем проявлениям клиента. Это странные отношения, не похожие ни на какие другие. Все, что делает терапевт во время сессии, — он делает для клиента. Задача клиента — рискнуть и довериться. Только в таких условиях не страшно погружаться в изучение своего внутреннего мира. С верным проводником.
Кроме того, в этом процессе узнавания себя и все повышающегося доверия другому происходит дозаполнение многих ранних потребностей. Дело в том, что ребенку нужно очень много любви. Не все родители способны ее дать. Поэтому в багаже психики, который мы носим с собой, обычно содержится очень много лишений: не обняли, не пожалели, обидели, унизили, раскритиковали. Все это тоже становится шаблонами — мы будем находить партнера, который обижает; мы будем критиковать себя сами; найдем себе работу, которая кажется нам унизительной. Все будет повторяться по кругу.
Но в психотерапии у нас есть шанс получить другое к себе отношение. Получить исцеляющие для психики отношение принятия. А если есть опыт такого отношения — пусть всего с одним человеком — этого достаточно для того, чтобы создавать новые шаблоны. Не критики и унижения, а поддержки и принятия. Когда старые шаблоны становятся неактуальными — многое меняется: партнеры, круг общения, работа. Отношения, в которые мы вступаем, становятся более приятными.
Изменение личности
В целом, происходит изменение личности клиента. Он буквально становится другим человеком. Вряд ли изменится все-все-все. Но в результате длительной работы изменится достаточно, чтобы жизнь приобрела иной, куда более приятный вкус.
Это не значит, что исчезнут все сложности. Жизнь — непростая штука, и проблем в ней всегда хватает. Но тех проблемы, которые мы создаем себе сами, будет точно меньше.
Сколько нужно времени
Это невозможно спрогнозировать по ряду причин. Во-первых, все клиенты начинают с разной стартовой точки доверия терапевту — для кого-то это 30%, для кого-то 3%, это очень влияет на скорость работы. Кому-то нравится себя узнавать, кому-то страшно заметить, какой он на самом деле — тоже разные условия. Кого-то недолюбили — кого-то не любили вовсе. Мы слишком разные, чтобы существовали какие-то стандарты.
Формально терапией считается 10+ встреч. Это то количество встреч, когда с великой вероятностью запускается знакомство с собой и случаются изменения. Если же говорить о серьезной перестройке — для нее нужен хотя бы год.
Консультирование
Есть такой формат работы психолога как консультирование. Он занимает не более 10 встреч, иногда хватает и 2-3 сеансов. Работа направлена не на изменение личности, а на прояснение одного конкретного вопроса. И для его прояснения (это важно!) не требуется глобальной работы: клиент устойчив, понимает свои потребности, эмоции, ценности, но есть какой-то “затык”.
Обычно на консультировании обсуждают сложности в отношениях (с партнером, другом, ребенком). Терапевт выступает как эксперт, поясняет, что не так, как должно быть и что нужно делать. И иногда этого достаточно для того, чтобы клиент сам разрешил возникшую сложность.
Другие статьи
Индивидуальная и групповая психотерапия
В чем разница и что выбрать.
Что такое гештальт-терапия
(Спойлер: это не терапия)
Четыре благородные истины
Как устроен человек и как возможны изменения