О психодраме много что написано, ключевые слова следующие: это как в театре, другие как актеры, важно действие, нужна спонтанность, используй теле. Звучит захватывающе, возможно, пугающе. Лично меня информация скорее отталкивала. Когда вникла — все оказалось куда предметнее, приземленнее и только более захватывающе. Давайте разбираться, надеюсь, вас тоже захватит.
Групповая терапия
Психодрама — это групповой метод психотерапии. Ее используют в индивидуальных работах. Но суть психодрамы — это группа. Кстати, до появления психодрамы с группами вообще не работали.
Главное, что можно увидеть на психодраме — это, собственно, драму. Драму не в смысле жанра (драма, комедия, трагедия). А в исконном значении — с древнегреческого драма переводится как действие. Что же станет действием?
Внутренний мир наружу
Психодрама верит, что процессы нашей психики можно не просто обсудить, а опредметить. Можно вытащить “наружу” страх, мечту, внутреннего критика, образ начальницы — что угодно. Суть психотерапевтического воздействия заключается не в разговоре о внутренних процессах, а в вытаскивании их наружу и проигрывании.
Вот это проигрывание внутренних процессов и есть действие (то есть драма). А осуществляется оно с помощью группы. Сразу все внутренние миры наружу вытаскивать трудоемко, поэтому делают это обычно по очереди. Человек, для которого будет происходит действие, называется протагонист (главное действующее лицо). На момент его драмы другие участники станут частями внутреннего мира протагониста.
Пример
Скажем, боится участница N свою начальницу и не может попросить о повышении. В психодраме, вместо того чтобы обсуждать, мы попросим участника W группы изобразить эту начальницу. Вначале участница N изобразит начальницу сама, а потом W будет повторять увиденное. Далее происходит терапевтическая работа.
В чем соль. Участница N побывает в роли своей начальницы и точно что-то заметит, “словит” — то, что раньше не замечала. Также она понаблюдает со стороны за собой — сначала из роли начальницы, а потом вообще со стороны — посмотрит на взаимодействие себя и начальницы. В ходе описанного процесса случается много открытий и даже инсайтов.
Вытаскиваются и опредмечиваются не только люди, но и чувства, ситуации, пространства. Иногда кажется, что ты физически попал в свою голову. И согласитесь, разбираться с нерадивыми сотрудниками поликлиники №444, находясь в кресле министра здравоохранения, — совсем не то же самое, что приехать в эту поликлинику, увидеть ее своими глазами, рассказать сотрудникам, как они должны работать, а потом еще и убедиться на месте, что все получается.
Собираем энергию группы
Зачем так много сложных слов. Терапевт называется директором, клиент — протагонистом, остальные участники — акзилари и дублями. Зачем? Чтобы отличать процесс, создаваемый в психодраме от того, что происходит тет-а-тет в кабинете терапевта.
Напоминаю, метод групповой. Драма происходит не случайно, не потому что кому-то захотелось больше других. Драма создается группой и вызревает в группе. Вся группа выбирает, какую драму будут делать здесь-и-сейчас. И протагонисту не просто повезло. Вся группа, все 15 человек с первой минуты этой встречи создавали общую драму, просто кто-то один — будет в ней главным действующим лицом. Благодаря групповой энергии драмы бывают революционными, сметающими на своем пути все стандартные защитные механизмы и позволяющими не просто узнать, но сразу сделать что-то новое.
Спонтанность
Невроз случается тогда, когда не получается по-другому. В драме есть отличная возможность попробовать в безопасной обстановке сделать иначе. Сказать этой злополучной начальнице, что она стерва. Или набраться храбрости и попросить повышение. И неважно, что это произошло не в реальной жизни. Важно, что в психике впервые случилось как-то по-другому. А значит, новый опыт получен и сделать по-другому в реальности — теперь куда проще.
Психодраме очень нужна спонтанность. Только с ее помощью можно сделать иначе, не по-привычному. И спонтанность — это присущий всем людям навык, который можно развивать и запускать. Чтобы действовать консервативно — нужно погрузиться в атмосферу консервативности. Чтобы действовать спонтанно — нужно погрузиться в атмосферу спонтанности.
Для повышения спонтанности в психодраме используют так называемые разогревы. Это такие себе игры, иногда буквально детские. В которых нам весело, мы ведем себя не как 48-летняя Мария Семеновна из пятого отдела, а как Маша, живая, энергичная Маша, какой она была в свои 5. Только потом общество со своими можно/нельзя, правильно/неправильно ограничивают проявления ребенка под свои нужды. И в какой-то момент оказывается, что спонтанность куда-то исчезла. За ненадобностью, видимо.
Быть ребенком
В психодраме очень полезно уметь быть ребенком. Дети все делают в первый раз — и даже во второй раз как будто в первый. Важно уметь снова сделать что-то как будто в первый раз. Выбрать в первый раз, новые реакции и модели поведения. Дети не говорят и не обдумывают миллиард часов одно возможное действие — а просто делают. Они переполнены жизненной энергией и не скованы общественными нормами.
Психодраматические группы моментами напоминают детский сад. Шум, смех, топот — это обязательно психодрама. Не всегда только шум и топот, бывают очень тихие драмы, со звенящей, леденящей тишиной. Но чем бы все ни закончилось — жизнь снова продолжается. И на любой психодраматической группе вы это обязательно заметите.
Другие статьи
С чем я работаю
Почему я работаю не с проблемой или запросом, а с человеком.
Что такое гештальт-терапия
(Спойлер: это не терапия)
Групповая психотерапия
Что происходит на группе и зачем это нужно.