Правила групповой психотерапии

Психотерапия — это особая форма отношений между людьми. И для организации таких отношений нужны некоторые правила. Психотерапия без правил — не психотерапия. 

Правила зависят от множества факторов (подход, форма, цель, тема и др). Некоторые правила являются обязательными, не подлежащими обсуждению. О некоторых правилах можно договариваться в начале психотерапевтической работы. Ниже идет речь об основных обязательных правилах групповой психотерапии. Условно правила можно разделить на два блока — установочные рамки группы и правила поведения на группе.

Установочные рамки группы

Они устанавливают форму психотерапевтической группы, делая группу собственно группой и отделяя терапию от не-терапии. 

  1. Временные рамки. Групповая терапия имеет строгие временные границы. Она происходит не вдруг, не спонтанно, а в заранее оговоренное и всем известное время. Обычно это встречи 2-4 раза в месяц на несколько часов или встречи 1-2 раза в месяц на 1-2 дня. Возможны интенсивные форматы — 7 дней подряд. 
  2. Пространственные рамки. Встречи происходят в заранее установленном формате: очно, онлайн или смешанно. Важно, чтобы все участники могли прогнозировать свое присутствие с момента начала группы. Кроме того, важна безопасность пространства. В квартирах, подъездах и парках терапевтические группы не происходят. Встречи онлайн предполагают отдельную комнату участника и использование гарнитуры.
  3. Рамки содержания группы. Содержание группы ограничивается временем и местом прохождения группы. Речь идет о конфиденциальности. Что было на группе — остается на группе. Два исключения: 1) Можно обсуждать свои чувства за пределами группы. Например: мне вчера было очень страшно/весело на группе. 2) Можно рассказать о чужом процессе с позволения автора. Например: можно я напишу без имен в Фейсбуке твою историю об усыновлении? Она очень меня затронула. Я пришлю тебе черновик для согласования.
  4. Рамки участия. Терапевтические группы обычно являются группами закрытого типа: по завершении первой (или первых двух встреч) новые участники в группу не приходят, состав является постоянным. Все участники обязуются присутствовать на всех встречах и сообщать об опозданиях и пропусках. 
  5. Рамки оплат и пропусков. Эти договоренности касаются в большей степени отношений с ведущими группы. Заранее устанавливаются стоимость встреч, график оплат, возможность и количество неоплачиваемых пропусков.
  6. Рамки ведущих. Ведущие могут быть постоянными или сменными, это тоже обсуждается заранее. В группах с довольно глубокой степенью погружения ведущие, как правило, постоянные. Также обсуждаются возможные пересечения ролей — могут ли в группе участвовать индивидуальные клиенты, ученики, знакомые и проч. Хорошим тоном является информирование всех участников о параллельных отношениях, если таковые имеются. Кроме того, ведущие группы вступают с участниками группы в клиент-терапевтические отношения. А значит, не могут создавать с ними новых отношений, пока идет группа, — становиться друзьями, любовниками, клиентами в рамках профессиональной деятельности участников группы и т.д. 

Правила поведения на группе

Они предписывают, что можно и нельзя делать участникам, тем самым регламентируя групповые и индивидуальные процессы, делая их психотерапевтическими.

  1. Безоценочность. Высказывания, касающиеся других участников, должны быть лишены чего бы то ни было похожего на оценку. Во-первых, атмосфера оценивания крайне разрушительна для глубоких психических процессов. Во-вторых, суть участия в группе — узнать себя. Для этого не нужно никого оценивать. Себя тоже не нужно:)
  2. Я-высказывания. На психотерапевтической группе мы говорим только о себе. Если мы хотим поговорить с другим участником — мы говорим о себе в связи с другим: когда ты рассказала о своей работе, я почувствовала злость. Конечно, такой язык поначалу непривычен и необычен, но со временем все его осваивают. Чем он хорош: другие участники не будут говорить о вас, но только о себе в связи с вами.
  3. Не давать советы. В нашем обществе бытует привычка раздавать советы, когда на самом деле нужна эмоциональная включенность. Меня обидел муж — брось его. Я не могу найти работу — посмотри на hh. Так принято делать в обычной жизни, и даже там такие советы никому не приносят ни удовольствия, ни облегчения. На терапии мы реагируем на проблему другого своими эмоциями. Меня обидел муж — мне грустно это слышать, вспоминаю свои проблемы с мужем. Я не могу найти работу — мне страшно слышать о проблемах с поиском работы.
  4. Правило «Стоп». Я как участник группы имею право не отвечать на любой вопрос, если я не готов этого делать. Имею право не говорить то, что я не хочу говорить. Куда бы ни зашел процесс, что бы я ни сказал(а) вначале, я имею право в любой момент сказать “стоп”. Сделать больше, чем нужно, — не полезно. 
  5. Ответственность. Каждый участник несет ответственность за свои психологические процессы и свою сохранность. Ведущие не умеют читать мысли и могут не заметить, что кому-то вдруг стало плохо. Задача каждого — заботиться о себе, тем самым заботясь об атмосфере всей группы. 
  6. Договоренности. Участники соглашаются с групповыми правилами и обязуются их выполнять. Тем самым мы учимся доверять себе и окружающим, уважать других и ценить пространство психотерапии. 

Зачем все это нужно

С помощью установочных рамок мы создаем и оберегаем групповое пространство. Происходящее на группе становится прогнозируемым, контролируемым и безопасным — настолько, насколько это возможно. Правила позволяют создать безопасный фундамент, на который можно опираться. Это как остров — только зная о нем, можно спокойно отправляться в открытое плавание.

С помощью правил поведения мы формируем правильные групповые процессы, позволяющие психотерапии случиться. Выполняя эти правила, участники группы берут на себя роль клиентов групповой психотерапии.

Другие статьи

Что такое гештальт-терапия

(Спойлер: это не терапия)

Сколько длится терапия

Сколько длится терапия

Можно ли справиться за одну встречу? Или придется ходить три года?

problema-psihologicheskaya

Что происходит на психотерапии

Как психолог видит проблему клиента и как он с ней работает