Обычно, когда заводят речь о гештальт-терапии, говорят о закрытии гештальтов, горячих стульях и прочей мистике. В действительности гештальт-терапия – это поистине жемчужина познания, скрытая за слоями невежества и за годами жизни без капиталистической психотерапии. Это интереснейшее учение, с которым обязательно нужно познакомиться всем тем, кто занимается изучением себя и мира. Ведь Гештальт – не просто психотерапия, это в первую очередь мировоззрение и способ жизни.
Как тут все у нас, людей, устроено
Особенность человека заключена в том, что он не может существовать без других людей. И дело не только в потребности в общении. Ребенок не сможет выжить без взрослых, которые будут о нем заботиться, он зависим от родителей буквально во всем. Они обеспечивают его безопасность, дают ему кров и пищу. Учат его быть человеком, объясняют, как нужно за собой ухаживать и вести себя в обществе.
Еще одна особенность человеческого вида в том, что каждый ее представитель уникален. Мы все разные. У каждого есть свои желания, интересы, таланты, особенности поведения – начиная с первого дня жизни. А что, если эти часть этих особенностей родителям не по душе? Хорошо, если ребенок любит читать и проводит часы за книгами. Никого не беспокоит, порядок не нарушает – чудо, а не ребенок. А что, если ребенок хочет кричать и бегать? Делать то, что не нравится родителям или не делать того, что они просят?
Между человеком и окружающими его людьми всегда возникают конфликты интересов. Кто будет сегодня мыть посуду – я или мой муж? Могут ли ночью шуметь соседи, если я хочу спать, а они хотят караоке? Я пришла уставшая после работы и хочу посмотреть телевизор, а ребенок в этот момент требует у меня купить ему велосипед.
Интересы всех не могут совпадать – это нормально. И мы, люди, в целом умеем с этим обходиться. С мужем я договорюсь – посуду помою сегодня сама, а завтра будет мыть он. С соседями я буду ругаться, если не поможет, вызову полицию. Когда я взрослая – у меня есть много возможностей. Но вот если я ребенок – мои возможности ограничены и целиком зависят от поведения родителей. Купит ли мама мне велосипед, зависит не от меня, а от мамы. В столкновении интересов ребенка и взрослого сила всегда на стороне последнего. А значит, интересы ребенка могут игнорироваться – какие-то редко, какие-то постоянно.
А что происходит с ребенком, интересы которого постоянно не выполняются? Он обучается понимать, что его интересы вообще-то никого не интересуют. И неважно, что он хочет – все равно родители этого делать не будут. И чтобы меня родители любили, нужно делать не то, что я хочу, а то, чего хотят они. А чтобы меня любили учителя, нужно делать то, чего хотят учителя. Чтоб начальник любил – нужно удовлетворять его интересы.
Я – последняя буква алфавита
В итоге у человека нарушаются представления о важности всего того его собственного, что не поддерживалось окружением. Причем не поддерживаться оно могло разными способами – от молчаливого игнорирования до криков и побоев. А со временем становится понятной бессмысленность заботы о своих желаниях – лучше и времени на это не тратить.
Помимо родительских установок есть еще и культурные установки – предрассудки. Человек, который думает в первую очередь о себе, это плохой человек, эгоист. Понятие, которое отражает внимание и заботу о себе, является оскорблением. Хороший человек должен думать не о себе, а о других. Как в любых предрассудках, здесь происходит подмена понятий. С точки зрения морали, плохо, когда человек совсем не думает о других. А тут получается, что плохо – когда он думает о себе.
Ребенок становится взрослым. Он уже самостоятелен и ни от кого не зависит. Он научился обеспечивать свою жизнь и, кажется, вот теперь-то можно делать все, что он сам хочет. Но что он хочет? Как он может знать, что он хочет, если его все время учили не это не обращать внимания? Как он может быть собой – естественно проявляя все свои эмоции – когда его подготовили к тому, чтобы не проявлять те эмоции, которые не угодны окружению? Как он может показывать, например, агрессию, когда агрессия была в его семье под запретом? Как он может плакать, когда ему объяснили, что мужчины вообще-то не плачут?
И тут мы получаем стандарт современного человека западноевропейской культуры. Этот человек знает, что от него ждут окружающие – он не будет чавкать во время еды или кричать в библиотеке. Он умеет делать то, что от него ждет социум. Он скорее всего закончит институт, устроится на работу и заведет семью – план именно такой. Но чего хочет он сам – он не знает. Что он чувствует – такой вопрос к нему даже в голову и не приходил. Почему он делает то, что он делает – ответа снова нет. Где вообще он сам? Где то, что точно его собственное? Профессия – родители выбрали. Работа – ну, она для денег. Семья – да я и сам не знаю, зачем женился, все ведь женятся. Что я чувствую – а что сейчас надо чувствовать?
Помните фильмы про зомби-апокалипсис? Зомби всегда делают одно и то же (например, ходят стройными рядами и ищут еду). Не бывает так, что один зомби хочет искать еду, а другой – танцевать линди-хоп.
В итоге: работа не радует, жена пилит, муж пьет, дети неблагодарные спиногрызы, выходные так проходят, что лучше уж работа. А если стандарт достичь не удалось, то: не могу найти партнера, не знаю, как общаться с людьми, не понимаю, что я хочу, жизнь перестала быть наполненной…
Назад, к себе
С точки зрения гештальт-терапии, все эти проблемы закономерны. Как же человек может справиться с жизненными вызовами, если он не знает себя? Не знает, чего хочет, чего избегает, что чувствует? Ему не на кого опереться. Он привык к тому, что родители и общество все время говорили ему, как жить. Теперь он взрослый, но самому себе сказать нечего.
Выход из этой проблемной зоны – понять, что же это такое – я? Обнаружить свои давным-давно забытые интересы, постоянно игнорируемые свои эмоции, научиться понимать и реализовывать свои желания.
Опорой человека должен быть он сам. Знание себя, поддержка себя – это основа гармоничной взрослой жизни. Поэтому задачей гештальт-терапии становится именно возвращение человеку самого себя. Быть удобным сотрудником, послушным членом общества, неконфликтным клиентом – это не про Гештальт. Быть собой и быть для себя – вот что тут делают.
Гештальт-терапия – человекоориентированое, антитоталитарное учение, преследующее интересы не абстрактных безликих норм, морали, государства и общества, а конкретные интересы конкретного человека. Это совершенно не значит, что интересы окружающих при этом не имеют значения. Для Гештальта ценно, когда человек умеет быть собой не в ущерб другим, а в контакте с другими.
Осознаю – следовательно существую
Основа взаимодействия с собой – это осознанность (англ. awareness). Быть осознанным – значит отдавать себе максимальный отчет в том, что с тобой происходит – здесь и сейчас.
Осознанность отличается от размышления. Также отличается она от исторически закрепившихся представлений о том, какой/какая я. Осознанность всегда касается текущего опыта. Я могу осознавать голод только тогда, когда я его действительно переживаю. В ином случае – я не осознаю. Я могу думать, что голодна; предполагать, что неприятное свербение внутри означает, что нужно покушать; могу знать, что я обычно ем после прогулки. Загвоздка в том, что в перечисленных примерах я могу быть действительно голодной, а могу и не быть. Я буду неверно интерпретировать для себя свое состояние и заполнять желудок пищей, когда на самом деле мне нужно совсем другое.
Пример с голодом можно распространить на любые другие переживания. Я могу не осознавать, что злюсь и поэтому не буду осознавать свой агрессивный тон и мимику, как итог – я не буду понимать, почему на меня реагируют агрессивно другие люди. Объясню себе это грубостью окружающих. Если я не буду осознавать, что я боюсь выражать свое недовольство, то я буду молчать и обвинять партнера в невнимательности ко мне, объясняя это его характером – не чувствительный он человек! А могу подумать, что у него интрижка на стороне – иначе почему он так безразличен ко мне? Это незамысловатые, однако частые примеры поведения. Возможные итоги – лишний вес, отсутствие социальных контактов, развод.
Поэтому гештальт-терапевт будет развивать у своего клиента осознанность. Он будет задавать клиенту вопросы, фокусировать на переживаниях, не давать уходить в размышления, которыми тот привык себя обманывать. Терапевт будет обращать внимание клиента на его чувства и телесные проявления – чувства и тело в отличие от мыслей не врут.
Поддержка – вот что поддерживает
В процессе развития осознанности у клиента могут и скорее всего возникнут противоречивые переживания. «Я-то всю жизнь думала, что это окружающие – грубияны, а тут оказываются, что я сама не сахар». Или, например, «я была уверена, что мой лишний вес связан с генетической склонностью, и тут выясняется, что ем я, когда мне одиноко, и за вкусом пищи прячутся переживания изоляции и ненужности».
Потому еще оной важной задачей гештальт-терапевта является поддержка клиента в его сложностях. Терапевт не осуждает клиента за его грубость – он понимает, что агрессивная реакция по какой-то причине необходима этому человеку. Терапевт не будет стыдить клиента за переедание – он будет сочувствовать его одиночеству. В общем, он будет вести себя так, как кажется логичным вести себя любому здравомыслящему человеку – но в силу противоречивости и непоследовательности нашего общества в нем принято иное поведение. «Следи за фигурой и не будет одиноко, глупая женщина. Кто, я злой? У меня тоже в жизни проблемы, знаете ли, и мне никто не помогает».
А что, собственно, поддерживается? «Самое себя» клиента, самость (англ. Self), которая была много лет назад задвинута в далекий ящик и из-за пропажи которой человек запутался в том, что ему с собой делать. И, получая поддержку себя со стороны, человек научается со временем поддерживать себя сам – свои интересы, чувства, желания. Так он к себе и возвращается. Схема проста: осознать себя и поддержать.
Гештальт не терпит лицемерия
Фундамент работы гештальт-терапевта – личный опыт. Он не просто читает книжки и слушает лекции – он учится на себе. Вернуть себе себя, опираться на чувства, развивать осознанность – это не пустые красивые слова, а каждодневная работа. Ценности гештальт-терапии неизбежно становятся для терапевта его личными ценностями. Нельзя быть осознанным в кабинете с клиентом и неосознанным дома с семьей. Осознанность – это также честность.
Равно как и клиент – изменения для него начнутся только тогда, когда он перенесет опыт терапии в реальную жизнь. Когда начнет отдавать себе отчет в своих действиях не в терапевтическом кабинете, а за его пределами.
Никто не говорил, что будет легко
Конечно, гештальт-терапия подходит не всем. Если человек ищет волшебную таблетку и не готов сталкиваться с собой, но хочет и дальше пребывать в мире иллюзий – ему нужна иная помощь. Стало невыносимо безысходно – прописали антидепрессанты – чувствую себя получше. И так до следующего круга. Гештальт работает скорее над тем, чтобы этот круг не запускался.
Не буду лукавить – все это непросто. И хотя первые сливки можно снять довольно быстро, работа предстоит длиною в жизнь – и для терапевта, и для клиента. Но есть хорошая новость: то, что некоторые считают генетикой и характером – на 90% стихийно сформированный способ поведения, который можно переформировать заново и по своему усмотрению. И стать чуточку свободнее и целостнее, а потому счастливее. Проблемы от этого не исчезнут. Быть человеком – вообще сложно. Но давайте не будем усложнять и без того непростые вещи – в этом, пожалуй, и есть вся соль гештальт-терапии.
Другие статьи
С чем я работаю
Почему я работаю не с проблемой или запросом, а с человеком.
Сколько длится терапия
Можно ли справиться за одну встречу? Или придется ходить три года?
Что происходит на психотерапии
Как психолог видит проблему клиента и как он с ней работает